Skip to main content

А-Завод ПТО  
грузоподъемное оборудование
металлоконструкции
такелажная оснастка

Справочная информация

Нормы и правила выбраковки стропов

Канатные стропы

Текстильные стропы

Круглопрядные стропы

Цепные стропы

Определение строп

Стропы представляют собой съемное грузозахватное приспособление, используемое для подъема и перемещения различных грузов. Является промежуточным элементом между грузом и крановым крюком. Стропы нашли применение в строительной, металлургической, железнодорожной, нефтегазовой, лесозаготовительной и других отраслях.

Материалы, применяемые в процессе изготовления строп:

  • стальной канат
  • цепь
  • полиэстеровая лента
  • полиэфирная или полиамидная нить

Коэффициент запаса прочности:

  • ленточные текстильные стропы 7:1
  • текстильные круглопрядные стропы 8:1
  • стропы канатные 6:1
  • стропы цепные 4:1

Проведение испытаний, эксплуатационные и гарантийные сроки:

Текстильные стропы испытываются статической нагрузкой с коэффициентом 1,25 в течение 10 мин. Изготавливаются в строгом соответствии с РД 24-СЗК-01-01. Гарантийный срок эксплуатации стропов типа СТП, СТК – 3 месяца; 1СТ, 2СТ, 3СТ, 4СТ – 6 месяцев при односменной работе при соблюдении потребителем условий хранения и эксплуатации, установленных нормативно-технической документацией.

Канатные стропы испытываются статической нагрузкой с коэффициентом 1,25 в течение 10 мин. Изготавливаются в строгом соответствии с РД 10-33-93 и ГОСТ 25573-82. Гарантийный срок эксплуатации стропов типа УСК1, УСК2 – 3 месяца; 1СК, 2СК, 3СК, 4СК, ВК – 6 месяцев при односменной работе при соблюдении потребителем условий хранения и эксплуатации, установленных нормативно-технической документацией.

Цепные стропы испытываются статической нагрузкой с коэффициентом 1,25 в течение 10 мин. Изготавливаются в строгом соответствии с РД 10-33-93 и ПБ 10-382-00. Гарантийный срок эксплуатации стропов типа 1СЦ, 2СЦ, 3СЦ, 4СЦ, УСЦ, СЦВз – 6 месяцев при односменной работе при соблюдении потребителем условий хранения и эксплуатации, установленных нормативно-технической документацией.

Нормы и правила выбраковки стропов:

Ответственные лица должны осуществлять регулярный осмотр стропа (если устройство эксплуатируется постоянно) или перед началом погрузо-разгрузочных работ (при редкой эксплуатации). Осматривая круглопрядные и текстильные ленточные стропы, особое внимание следует уделять внешнему виду ленты, а именно, ее целостности, а также целостности крюков, чехла и скоб. При осмотре канатных строп нужно обращать внимание на состояние стального каната, крюков, звеньев, участков обжимки и заплетки. Осматривая цепные стропы, основной упор необходимо делать на все узлы стропа, чтобы исключить деформацию, растяжения и трещины.

В следующих случаях выбраковка ленточных строп обязательна:

  • На стропе отсутствует бирка или сведения на ней невозможно прочесть.
  • На ленте текстильного тропа присутствуют поперечные разрывы и порезы.
  • На несущих лентах текстильных стропов присутствуют узлы.
  • На ленте текстильного стропа присутствуют продольные порезы и разрывы, суммарная длина которых в процентном соотношении составляет более 10% от всей длины стропа, а также в случае единичных разрывов и порезов, длина которых более 50 мм.
  • На ленте текстильного стропа имеются местные расслоения на участках заделки краев ленты длиной не более 0,2 на двух и более внутренних швах (при разрыва более трех строчек шва) или на одном крайнем шве.
  • На ленте текстильного стропа присутствуют местные расслоения (за исключением участков заделки краев ленты), по сумме длина не должна превышать 0,5 м на двух и более внутренних (при разрыве более трех строчек шва) или на одном крайнем шве.
  • На ленте присутствуют поверхностные обрывы нитей, возникших в результате трения стропа об острые участки груза. Длина поверхностных обрывов не должна превышать 10% от всей длины ленты.
  • Отмечается отслоение края ленты или в месте сшивки лент у петли, длина которых превышает 10% от всей длины заделки концов ленты.
  • На ленте присутствуют повреждения в результате влияния химических веществ (щелочи, кислоты, нефтепродукты). Общий объем повреждений превышает 10% от всей длины или ширины текстильного стропа. Или же присутствуют единичные повреждения, превышающие 10% по ширине стропа или 50 мм по длине.
  • Из ленты текстильного стропа выпучиваются нитки, расстояние между которыми более 10% от всей ширины ленты, имеются сквозные отверстия от острых предметов (диаметр отверстий более 10% от ширины ленты).
  • На ленте имеются обожженные участки в результате брызг раскаленного металла. Диаметр участков составляет более 10% от всей ширины ленты. Также имеется более 3 сквозных отверстий, расстояния между которыми менее 10% от всей ширины ленты (диаметр не имеет значения).
  • На ленте имеются обожженные участки в результате брызг раскаленного металла. Диаметр участков составляет более 10% от всей ширины ленты. Также имеется более 3 сквозных отверстий, расстояния между которыми менее 10% от всей ширины ленты (диаметр не имеет значения).
  • На ленте текстильного стропа расслоены нити.

Недопустимы следующие дефекты на конструкционных элементах стропа из текстиля (кольца, скобы, петли, звенья, подвески и т.п.):

  • вмятины и износ поверхностей, которые уменьшают площадь поперечного сечения на 10% и более;
  • трещины разных размеров (устранение их в данном случае невозможно);
  • деформации, уменьшающие первоначальный размер более чем на 3%;
  • повреждения резьбовых соединений и креплений.

Текстильные стропы не подлежат ремонту.

В следующих случаях производится выбраковка канатных стропов:

  • Отсутствует паспорт на строп или бирка, где указана информация о стропе.
  • В результате износа или коррозии диаметр троса уменьшился более чем на 7%.
  • На тросе присутствуют узлы, заломы, перегибы или трос перекручен.
  • Диаметр наружных проволок троса в результате коррозии и износа уменьшен на 40% и более. В таком случае трос опасен и его выбраковка должно произвестись незамедлительно.
  • На канате присутствуют обрывы прядей.
  • Сердечник каната выдавлен наружу.
  • Отмечается повреждение стропа в результате влияния температуры или дугового электрического разряда.
  • Отмечается деформация коуша стропа.
  • Износ сечения коуша более 15%.
  • На крюках и других грузозахватных элементах отсутствуют крюки и предохранительные замки.
  • На опрессовочной втулке имеются трещины или ее размеры изменились более чем на 10%.

При любом из этих повреждений обязательно следует производить браковку строп из каната.

Ремонт канатного стропа самостоятельно строго запрещен.

Недопустимы следующие дефекты на конструкционных частях стропа из каната (крюки, звенья, подвески):

  • трещины независимо от размера, расслоения, надрывы и волосовины;
  • деформации, при которых происходит изменения размеров частей стропа на 3% и более;
  • вмятины и износ поверхностей, в результате которых уменьшается площадь поперечного сечения составных частей стропа более чем на 10%;
  • деформации крепежей и резьбовых соединений;
  • деформации и повреждения, которые изменяют размер элементов строп на 3% и более.

В следующих случаях производится обязательная выбраковка канатных стропов:

  • Отсутствует или повреждена бирка стропа, отсутствует паспорт на строп.
  • На элементах стропа невозможно прочесть маркировочные обозначения.
  • Звенья цепи, соединительные звенья и подвески удлинены на 5% и более от первоначального размера.
  • Ветви стропа имеют разную длину при свободном провисе более чем на 15 мм. В данном случае обязательно следует производить выбраковку строп.
  • В результате износа диаметр сечения звеньев цепи и соединительных звеньев снизился на 8% и более.
  • Отсутствуют предохранительные замки на грузозахватных частях цепного стропа и на крюках.

Руководящие документы Госгортехнадзора России

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 ноября 2013 г. №533 “Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности “Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используется подъемные сооружения”
Скачать

ТР ТС 010/2011 Технический регламент Таможенного союза “О безопасности машин и оборудования”
Скачать

РД 10-231-98 (РД 10-33-93 с изм. 1 от 1998)

Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству и безопасной эксплуатации.
Скачать

РД 220-12-98
Типовая инструкция по безопасной эксплуатации металлических грузозахватных приспособлений и тары.
Скачать

РД 220-14-98
Типовая инструкция по безопасной эксплуатации текстильных ленточных стропов.
Скачать

РД 24-СЗК-01-01
Стропы грузовые общего назначения на текстильной основе. Требования к устройству и безопасной эксплуатации.
Скачать

РД 36-62-00
Оборудование грузоподъемное. Общие технические требования.
Скачать

ПБ 10-382-00
Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.
Скачать

ПОТ Р М-007-98
Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов
Скачать

Словарь такелажника
Cкачать

Схемы